Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»
В современном мире все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «уважение взрослых», «гостеприимство», «милосердие». Поэтому воспитание любви к Родине должно начинаться в детстве с уважительного отношения к близким людям, семье, родственникам, своему дому, улице, городу, стране.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства, это любовь к земле, где родился и вырос, и эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должностного внимания формированию у детей патриотических чувств. Еще советский поэт и публицист Илья Григорьевич Эренбург в свое время писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине — родному городу, родной природе, селу, краю». А русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский отмечал следующее: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольной образовательной организации.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Не случайно работа по воспитанию патриотических чувств у детей предусматривает целый комплекс задач.
Вот некоторые из них:
-
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам.
-
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, ко всему живому.
-
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
-
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Актуализировать знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн) и т.д.
Данные задачи должны решаться в ДОО в процессе осуществления всех видов детской деятельности: непосредственно-образовательной, игровой, трудовой, бытовой, совместной творческой, а также в проектной деятельности.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система патриотического воспитания может реализоваться через следующие формы работы:
— создание развивающей предметно-пространственной среды по гражданско–патриотическому воспитанию. Это центры патриотического воспитания, в которых согласно требованиям и возрастным особенностям должен быть представлен необходимый материал и пособия;
— проведение НОД по данной тематике. Важно, чтобы эти занятия повышали мыслительную активность. Этому помогает прием сравнения «раньше и теперь», вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей.
— взаимодействие с семьями воспитанников, где на конкретных фактах и примерах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников ВОВ, их подвигах) необходимо прививать детям уважение к героям, чувство долга перед Родиной, любовь к Отечеству и т.д.
При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю.
Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры;
— взаимодействие с социумом (экскурсии с воспитателями по городу, району, в музей, выставочный зал, к памятникам и т.д.).
Ответы на эти вопросы и не только искали педагоги нашего детского сада на Семинаре-практикуме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников».