Семинар-практикум для педагогов «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

В  современном  мире  все  более  заметной  становится  утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия  «почитание  родителей»,  «уважение  взрослых»,  «гостеприимство», «милосердие».  Поэтому воспитание  любви  к Родине  должно  начинаться  в  детстве с уважительного отношения к близким людям, семье, родственникам,  своему дому, улице, городу, стране.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость  за  нее,  желание  трудиться  на  ее благо,  беречь  и умножать  ее богатства,  это  любовь  к  земле, где  родился  и  вырос, и  эти  чувства  и особенности  характера начинают  формироваться уже  в  дошкольном возрасте.

К  сожалению,  из-за  нехватки  времени  многие  родители  не  уделяют должностного внимания формированию  у детей патриотических чувств. Еще  советский  поэт  и  публицист  Илья Григорьевич  Эренбург  в  свое время  писал:  «Для  того  чтобы патриотизм  был  крепким,  непоколебимым нужно,  чтобы  он исходил  из  любви  к  своей  маленькой  родине  — родному городу,  родной  природе,  селу,  краю».  А  русский  педагог Константин Дмитриевич    Ушинский  отмечал  следующее:  «Как нет  человека без  самолюбия,  так  и  нет  человека  без  любви  к отечеству,  и  эта любовь  дает воспитанию  верный  ключ  к сердцу  человека…». Поэтому  нравственно-патриотическое воспитание  –  одна  из основных  задач  дошкольной образовательной организации.

Чувство  патриотизма  многогранно  по  своему  содержанию.  Не случайно  работа  по  воспитанию  патриотических  чувств  у детей предусматривает целый комплекс задач.

Вот некоторые из них:

    1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
    2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам.
    1. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, ко всему живому.
    1. Способствовать активному  вовлечению  родителей  в  совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
    1. Воспитывать уважение к труду.
    2. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
    3. Актуализировать знания детей о символах государства (герб, флаг, гимн) и т.д.

Данные  задачи  должны  решаться  в  ДОО  в  процессе  осуществления всех  видов  детской  деятельности: непосредственно-образовательной, игровой,  трудовой,  бытовой, совместной творческой,  а  также  в  проектной деятельности.

Детский  сад  –  это  место,  где  ребенок  получает  опыт широкого эмоционально  –  практического  взаимодействия  со  взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью  детей,  мы,  формируем  такие важные  для русского человека черты, как любовь к родному краю,  Родине, Российской Армии,  истории,  уважение  к  людям других национальностей.  Знакомим детей  с  символами государства, историческими  личностями,  развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

Система  патриотического  воспитания  может  реализоваться через следующие формы работы:

— создание развивающей предметно-пространственной среды по гражданско–патриотическому  воспитанию.  Это  центры  патриотического  воспитания,  в которых  согласно  требованиям и возрастным  особенностям  должен  быть представлен необходимый материал и пособия;

— проведение  НОД по данной тематике. Важно, чтобы эти занятия повышали мыслительную  активность.  Этому  помогает прием сравнения  «раньше  и теперь»,  вопросы,  индивидуальные  задания, обращение  к  опыту  детей.

—  взаимодействие  с  семьями  воспитанников,  где  на  конкретных  фактах  и примерах  из  жизни  старших  членов  семьи  (прадедушек и  прабабушек, участников  ВОВ,  их  подвигах)  необходимо прививать  детям  уважение  к героям,  чувство  долга  перед Родиной,  любовь  к  Отечеству  и  т.д.

При  всех сложностях родители  должны  стать  непременными участниками работы по патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по  родному  краю.

Большое  значение  в  этом  плане  имеют  семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры;

— взаимодействие с социумом (экскурсии с воспитателями по городу, району, в музей, выставочный зал, к памятникам и т.д.).

Ответы на эти вопросы и не только искали педагоги нашего детского сада на Семинаре-практикуме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников».